Утвержден решением
Таскалинского районного маслихата
№38-5 от 17 февраля 2016 года

Положение об Общественном совете Таскалинского района

1. Общие положения

 

1. Настоящее Положение об Общественном совете Таскалинского района (далее - Положение) разработано в соответствии Законом Республики Казахстан «Об общественных советах» (далее - Закон) и на основании Типового положения об Общественном совете утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан №1194 от 31 декабря 2015 года (далее - Типовое положение).

2. Общественные советы - консультативно-совещательные, наблюдательные органы, образуемые министерствами, центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства Республики Казахстан, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, а также органами местного государственного управления по вопросам их компетенции, за исключением государственных органов, указанных в части второй настоящего пункта, совместно с некоммерческими организациями, гражданами.

Общественные советы не образуются с участием Верховного Суда Республики Казахстан, Конституционного Совета Республики Казахстан, органов прокуратуры, Администрации Президента Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, Министерства обороны Республики Казахстан, Управления делами Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, Хозяйственного управления Парламента Республики Казахстан, Национального центра по правам человека Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, специальных государственных органов Республики Казахстан.

3. Консультативно-совещательные, наблюдательные органы при государственных органах, образуемые в ином порядке, чем предусмотрено Законом, и некоммерческие организации не могут иметь наименование «общественный совет» и обладать в полном объеме полномочиями, установленными Законом.

4. Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в формах общественного мониторинга, общественного слушания, общественной экспертизы и заслушивания отчета о результатах работы государственного органа, направленная на защиту общественных интересов.

5. Общественный мониторинг осуществляется в целях выявления негативных последствий для граждан и ущемлений общественных интересов в результате оказания государственными органами государственных услуг, реализации государственных, правительственных программ, бюджетных программ на развитие, программы развития территории, а также применения норм законодательства Республики Казахстан.

6. Общественный совет Таскалинского района (далее - общественный совет) в своей деятельности руководствуются Конституцией, соответствующими ей законами, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением.

 

2. Формирование Общественного совета Таскалинского района

 

7. Общественный совет формируются в порядке, предусмотренном Законом.

8. Общественный совет образуется на районном уровне, является автономным и самостоятельным. Взаимодействие с другими общественными советами осуществляется в порядке, предусмотренном Законом.

9. Функции Общественного совета на уровне сельского округа возлагаются на собрания местного сообщества.

10. Количество представителей гражданского общества в Общественном совете должно составлять не менее двух третей от общего числа его членов.

11. Срок полномочий Общественного совета составляет три года. Количественный состав членов Общественного совета определяется рабочей группой.

 

3. Порядок отбора членов рабочей группы по формированию Общественного совета, сроки его проведения

 

12. Общественный совет формируются рабочей группой (далее - рабочая группа) из числа представителей государственных органов и на конкурсной основе - представителей некоммерческих организаций, граждан.

Кандидатуры в члены Общественного совета могут быть выдвинуты некоммерческими организациями, гражданами, в том числе путем самовыдвижения.

13. Представительство от государственного органа в составе рабочей группы не может превышать одну треть от общего числа членов рабочей группы. Персональный состав данного представительства определяется секретарем районного маслихата самостоятельно. При этом секретарем районного маслихата необходимо исходить из приоритетных вопросов, рассматриваемых Общественным советом.

14. Представительство от гражданского общества в составе рабочей группы составляет не менее двух третей от общего числа членов рабочей группы и формируется на основе предложений некоммерческих организаций, граждан.

15. Количественный состав рабочей группы определяется секретарем районного маслихата.

16. Аппарат районного маслихата публикует в средствах массовой информации и (или) размещает на интернет-ресурсе государственного органа объявление о проведении конкурса об избрании членов рабочей группы.

17. Представители некоммерческих организаций и граждане в 10-дневный срок после опубликования объявления о конкурсе направляют в аппарат районного маслихата в письменной форме предложения по кандидатурам в рабочую группу.

Каждая некоммерческая организация и каждый гражданин, направивший свои предложения, могут предлагать не более одного кандидата.

18. К кандидатам в рабочую группу от гражданского общества предъявляются требования в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона.

19. После окончания срока конкурса аппарат районного маслихата готовит с учетом поступивших предложений список кандидатов в рабочую группу и в двухнедельный срок организуют заседание с приглашением представителей некоммерческих организаций и граждан, кандидатов в рабочую группу.

20. Секретарь районного маслихата (далее - руководитель рабочей группы) открывает и ведет заседание.

21. На заседании проводится обсуждение кандидатур, предложенных некоммерческими организациями и гражданами в соответствии с требованиями пунктов 16 и 17 настоящего Положения. По итогам обсуждения кандидатур проводится открытое голосование. Голосование по кандидатам, не пришедшим на заседание, не проводится. Кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, считаются победителями. По кандидатам, набравшим одинаковое количество голосов, голос руководителя рабочей группы считается решающим.

22. Состав рабочей группы утверждается распоряжением секретаря районного маслихата. Руководитель рабочей группы назначает секретаря из числа членов рабочей группы.

23. Состав рабочей группы публикуется на официальном интернет-ресурсе государственного органа.

 

4. Полномочия рабочей группы

 

24. Рабочая группа осуществляет следующие полномочия:

1) информирует население о конкурсе об избрании членом Общественного совета;

2) определяет количественный состав членов Общественного совета;

3) проводит процедуру избрания членов Общественного совета;

4) разрабатывает проект положения об Общественном совете на основе Типового положения.

 

5. Подготовка и проведение заседаний рабочей группы

 

25. О времени, месте проведения заседаний рабочей группы, обсуждаемых вопросах члены рабочей группы оповещаются секретарем не позднее, чем за пять рабочих дней до их проведения.

26. Заседание рабочей группы является правомочным при участии в нем не менее двух третей от ее списочного состава.

27. Заседания рабочей группы проводит руководитель рабочей группы.

28. На заседаниях рабочей группы решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих ее членов путем открытого голосования.

29. На заседании рабочей группы ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем.

30. Рабочая группа публикует объявление о конкурсе об избрании членов Общественного совета в средствах массовой информации и (или) размещает на интернет-ресурсе государственного органа с указанием его наименования, почтового адреса, сроков подачи документов, адреса электронной почты, на которые направляются документы и иные сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона для участия в конкурсе.

31. Срок приема документов рабочей группой составляет десять дней.

32. Рабочая группа на заседаниях проводит обсуждение поступивших документов для участия в конкурсе кандидатов в члены Общественного совета и открытое голосование по каждому кандидату.

33. От одного юридического лица, являющегося некоммерческой организацией, в Общественный совет может быть избран только один представитель.

34. Сформированный состав Общественного совета утверждается решением районного маслихата и подлежит публикации в средствах массовой информации и (или) размещению на интернет-ресурсе государственного органа.

35. После избрания председателя, секретаря, состава президиума Общественного совета полномочия рабочей группы и ее председателя прекращаются.

 

6. Цель и задачи общественного совета

 

36. Целью деятельности общественного совета является выражение мнения гражданского общества по общественно значимым вопросам.

37. Задачами общественного совета являются:

1) представление интересов гражданского общества и учет мнения общественности при обсуждении и принятии решений на местном уровне;

2) развитие взаимодействия местных исполнительных органов и органов местного самоуправления с гражданским обществом;

3) организация общественного контроля и обеспечение прозрачности деятельности местных исполнительных органов и органов местного самоуправления.

 

7. Принципы деятельности общественных советов

 

38. Общественный совет осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов:

1) деятельности на общественных началах;

2) автономности;

3) самостоятельности;

4) публичности;

5) периодической ротации его членов.

 

8. Полномочия общественного совета

 

39. К полномочиям общественного совета относятся:

1) обсуждение проектов бюджетных программ на развитие администратора бюджетных программ, программы развития территории;

2) обсуждение выполнения бюджетных программ на развитие администратора бюджетных программ, программы развития территории;

3) обсуждение отчетов исполнительных органов района о достижении целевых индикаторов;

4) обсуждение отчетов администратора бюджетных программ о реализации бюджетных программ на развитие, об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), о поступлении и расходовании денег от благотворительности;

5) участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан;

6) рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам совершенствования государственного управления и организации прозрачной работы государственного аппарата, включая соблюдение норм служебной этики;

7) осуществление общественного контроля в иных формах, предусмотренных настоящим Положением;

8) обсуждение проекта положения об Общественном совете на первом его заседании и внесение в государственный орган для утверждения;

9) создание комиссий по направлениям деятельности.

40. По итогам исполнения полномочий, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4), 6) и 7) пункта 39 настоящего Положения, Общественный совет вносит рекомендации в соответствующий государственный орган, который в течение месяца, а по подпункту 1) - в течение десяти рабочих дней дает мотивированный ответ, подписываемый первым руководителем соответствующего государственного органа либо лицом, его замещающим.

 

9. Права и обязанности общественного совета и их членов

 

41. В целях реализации своих полномочий члены общественного совета имеют право:

1) доступа в государственные органы, органы местного государственного управления на основании и в порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан;

2) участия в работе иных рабочих органов местного государственного управления по согласованию с соответствующим государственным органом;

3) обращения в государственные органы, органы местного государственного управления по общественно значимым вопросам в целях осуществления своих полномочий, установленных Законом и настоящим Положением.

42. В своей деятельности Общественный совет и его члены обязаны:

1) соблюдать нормы Конституции, соответствующих ей законов, актов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

2) осуществлять свою деятельность во взаимодействии с общественностью;

3) не реже двух раз в год информировать население о деятельности Общественного совета через средства массовой информации и (или) интернет-ресурсы;

4) публиковать в средствах массовой информации и (или) размещать на интернет-ресурсе соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления годовой отчет о своей деятельности.

 

10. Организационная структура Общественного совета и полномочия его президиума

 

43. Высшим органом Общественного совета является заседание.

44. Руководство деятельностью Общественного совета осуществляется президиумом Общественного совета. В состав президиума входят председатель и секретарь Общественного совета, руководитель государственного органа, с участием которого образован Общественный совет, председатели комиссий, отдельные члены Общественного совета.

45. В состав президиума могут входить депутаты Парламента Республики Казахстан и участвовать в деятельности Общественного совета.

46. Президиум Общественного совета:

1) координирует работу комиссий Общественного совета;

2) организует подготовку проведения заседаний Общественного совета;

3) обеспечивает организационную и информационную поддержку деятельности Общественного совета.

 

11. Полномочия председателя и секретаря Общественного совета

 

47. Председатель Общественного совета:

1) организует деятельность Общественного совета;

2) председательствует на заседаниях;

3) подписывает документы от имени Общественного совета;

4) координирует деятельность по реализации решений Общественного совета;

5) участвует в заседаниях органа местного государственного управления с правом совещательного голоса;

6) на время своего отсутствия делегирует исполнение обязанностей председателя одному из членов президиума Общественного совета.

48. Секретарь Общественного совета:

1) обеспечивает решение организационных вопросов подготовки и проведения заседаний Общественного совета;

2) организует и ведет делопроизводство в Общественном совете, а также контролирует сроки исполнения решений Общественного совета.

 

12. Организация деятельности Общественного совета

 

49. Первое заседание Общественного совета открывает руководитель рабочей группы.

На этом заседании открытым голосованием избираются председатель, секретарь и весь состав президиума Общественного совета.

Председатель Общественного совета избирается из числа его членов - известных общественных деятелей, не состоящих на государственной службе.

50. Основной формой работы общественных советов являются заседания. Заседание Общественного совета считается правомочным при участии не менее двух третей от общего числа его членов.

В необходимых случаях на заседание Общественного совета по его решению могут приглашаться представители государственных органов, средств массовой информации, научных, профсоюзных и других организаций, а также эксперты и иные специалисты.

51. Заседания Общественного совета являются открытыми.

Условия и порядок проведения заседаний Общественного совета, а также порядок принятия решений определяются настоящим положением.

Иные вопросы проведения заседаний определяются решением Общественного совета.

52. Общественные советы при осуществлении своей деятельности взаимодействуют друг с другом на условиях равенства и партнерства.

53. В пределах своих полномочий члены общественных советов с правом совещательного голоса могут участвовать в деятельности иных общественных советов кроме того, председатель Общественного совета района вправе входить в состав Общественного совета области.

54. Организационное обеспечение деятельности Общественного совета осуществляется соответствующим государственным органом, с участием которого образован Общественный совет.

 

13. Публичность работы Общественного совета

 

55. Общественный совет информирует население о:

1) результатах его взаимодействия с гражданским обществом и государственными органами;

2) составе Общественного совета, ротации его членов;

3) повестке дня заседаний;

4) принятых решениях;

5) других вопросах, имеющих общественную значимость.

56. Информация публикуется в средствах массовой информации и (или) размещается на соответствующих интернет-ресурсах.

 

14. Прекращение полномочий членов Общественного совета

 

57. Член Общественного совета может выйти из его состава по собственному желанию путем подачи заявления в письменной форме.

58. Член Общественного совета может быть досрочно исключен из его состава решением Общественного совета в случае невозможности принимать участие в его работе по состоянию здоровья либо по иным основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 10 Закона.

59. Общественный совет принимает решение о включении в состав Общественного совета нового члена вместо выбывшего на оставшийся срок его полномочий по результатам конкурса или по решению государственного органа в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона.

 

15. Цели и задачи Общественного совета в области общественного контроля

 

60. Общественный контроль осуществляется Общественным советом в целях расширения возможности граждан участвовать в процессе принятия решений государственными органами.

61. Задачи общественного контроля:

1) повышение эффективности, открытости и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов;

3) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, органов местного самоуправления, обеспечение обратной связи между обществом и государством, предупреждение и разрешение социальных конфликтов;

4) вовлечение населения в процесс противодействия коррупции.

 

16. Объект и субъект общественного контроля

 

62. Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов районного уровня и их должностных лиц.

63. Субъектом общественного контроля являются общественные совет, а также некоммерческие организации, граждане по поручению общественных совета.

 

17. Формы общественного контроля

 

64. Общественным мониторингом является процедура общественного контроля, представляющая собой наблюдение со стороны субъектов общественного контроля за деятельностью государственных органов.

65. Под общественным слушанием понимается процедура общественного контроля, осуществляемая посредством проведения собрания для публичного обсуждения вопросов, предусмотренных подпунктами 1), 5) и 6) пункта 39 настоящего Положения, а также общественно значимых решений государственных органов по вопросу их соответствия общественным интересам.

66. Общественная экспертиза - это процедура общественного контроля, основанная на использовании субъектами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для исследования, анализа и оценки на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, а также исключению факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов.

67. Заслушивание отчета о результатах работы государственного органа является процедурой общественного контроля и представляет собой публичное обсуждение на заседании Общественного совета результатов деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, предусмотренным подпунктами 2) и 3) пункта 39 настоящего Положения.

 

18. Механизмы осуществления общественного контроля

 

68. Общественный контроль осуществляется посредством:

1) доступа к информации о деятельности объекта общественного контроля в соответствии с требованиями законодательстваРеспублики Казахстан в сфере доступа к информации;

2) участия членов Общественного совета и субъектов общественного контроля в заседаниях коллегиальных органов государственного органа;

3) включения в состав государственных комиссий членов общественных советов;

4) подачи индивидуальных или коллективных обращений граждан;

5) подачи запросов;

6) иных способов, определяемых Общественным советом, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

 

19. Порядок организации и проведения общественного мониторинга

 

69. Порядок организации и проведения общественного мониторинга определяется настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

70. Общественный мониторинг осуществляется членами Общественного совета, а также представителями некоммерческих организаций и гражданами по поручению Общественного совета.

71. При проведении общественного мониторинга члены Общественного совета вправе запрашивать у государственных органов и их должностных лиц необходимую информацию, относящуюся к предмету мониторинга, в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан в области доступа к информации.

72. По результатам общественного мониторинга лица, его осуществлявшие, составляют заключение. Заключение общественного мониторинга включает:

1) информацию о выявленных негативных последствиях для граждан и об ущемлении общественных интересов в результате оказания государственных услуг;

2) рекомендации по устранению причин и условий, выявленных в ходе общественного мониторинга нарушений законодательства Республики Казахстан;

3) предложения по повышению эффективности контролируемых объектов;

4) предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

73. На основании заключения общественного мониторинга Общественным советом принимаются и направляются в соответствующие государственные органы рекомендации.

 

20. Порядок организации и проведения общественного слушания

 

74. Порядок организации и проведения общественного слушания определяется настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Общественное слушание проводится Общественным советом в сроки, согласованные с собраниями местного сообщества.

75. Порядок организации и проведения общественного слушания должен предусматривать:

1) заблаговременное оповещение участников общественного слушания о времени и месте его проведения через средства массовой информации и (или) письменные приглашения, но не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения;

2) заблаговременное ознакомление с проектами нормативных правовых актов и решений, выносимых на общественное слушание, но не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения;

3) другие меры, обеспечивающие участие в общественном слушании;

4) опубликование итогового протокола общественного слушания, включая мотивированное обоснование принятых решений.

76. Типовые требования к порядку организации и проведения общественных слушаний устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

77. Общественное слушание проводится по инициативе членов Общественного совета.

78. В ходе проведения общественного слушания ведется протокол, в котором фиксируются:

1) дата и место проведения общественного слушания;

2) количество присутствующих;

3) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) председателя и секретаря общественного слушания;

4) повестка дня, содержание выступлений.

79. По результатам общественного слушания принимается итоговый протокол, который подписывается председателем и секретарем общественного слушания.

80. Итоговый протокол считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Общественного совета.

81. Итоговый протокол общественного слушания включает:

1) информацию о соблюдении контролируемыми государственными органами и их должностными лицами законодательства Республики Казахстан;

2) рекомендации по устранению выявленных в ходе общественного слушания положений, ущемляющих или ограничивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

82. Рекомендации, принятые на основе итогового протокола, направляются председателем Общественного совета:

1) государственным органам, субъектам общественного контроля;

2) государственным органам, уполномоченным осуществлять контроль за деятельностью государственных органов, для изучения и принятия мер;

3) средствам массовой информации.

 

21. Порядок организации и проведения общественной экспертизы

 

83. Общественная экспертиза осуществляется по поручению Общественного совета, принятому на его заседании, экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями.

Объектами общественной экспертизы являются проекты принимаемых решений государственных органов на предмет соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц, сохранения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, а также исключения факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов.

84. Инициаторами общественной экспертизы могут выступать физические лица и (или) общественные объединения, которые направляют соответствующее ходатайство в Общественный совет.

85. Особенности проведения общественной экологической экспертизы, порядок ее регистрации, содержание заключения устанавливаются Экологическим кодексом Республики Казахстан.

86. Законодательными актами Республики Казахстан могут определяться иные субъекты, основания и порядок организации и проведения общественной экспертизы.

 

 

22. Порядок организации и проведения заслушивания отчетов о результатах работы

 

87. Заслушивание отчета о результатах работы включает в себя доклад акима района и содоклады секретаря маслихата, председателя Общественного совета в соответствии с положениями пункта 67 настоящего Положения.

88. В ходе заслушивания отчета о результатах работы, ведется протокол, в котором фиксируются:

1) дата и место заслушивания отчета;

2) количество присутствующих;

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) выступавших должностных лиц;

4) повестка дня, содержание отчета и выступлений.

89. По результатам заслушивания отчета принимается резолюция, которая должна содержать:

1) оценку деятельности контролируемых органов и их должностных лиц по вопросам, входящим в их компетенцию;

2) рекомендации по устранению выявленных в ходе заслушивания отчета положений, ущемляющих или ограничивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) предложения по совершенствованию деятельности государственных органов.

90. Отчет считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствовавших участников заседания.

 

23. Заключительные положения

 

91. Настоящее Положение не распространяется на порядок формирования собрания местного сообщества, который регламентируется законодательством Республики Казахстан о местном государственном управлении и самоуправлении.

92. Функции Общественного совета собрание местного сообщества осуществляет в соответствии с полномочиями, установленными Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и Законом.